Закарпатська журналістка Лариса Приходько описала чи не найкращу у світі систему шкільної освіти Фінляндії. Про рецепти успіху фінів у вихованні підростаючого покоління, про методи і засоби освіти — у враженнях нашої землячки.

Я написала цю статтю російською виключно для того, щоб її змогли прочитати також мої чисельні фінські друзі, які не володіють української, які допомогли мені зібрати цей матеріал та побачити на власні очі, як фінських дітей вчать не зазубрювати довжелезні правила , доказувати нікому не потрібні теореми, а просто бути щасливими та самодостатніми у реальному житті.

СВОБОДА – фундамент финской школы

Свобода. Много свободы. Осенью прошлого года мои удивительные финские друзья устроили нам экскурсию по самой обычной начальной финской школе в провинциальном городке. Умышленно не сообщаю его название, потому что все школы в этой стране одинаково хороши. Эту прогулку и эмоциональный рассказ о школе и счастливых детях я не забуду никогда. Сказать, что меня там многое удивило, значит не сказать ничего. Вот что я узнала о финской школе от влюблённого в свою работу и жизнь финского преподавателя с прекрасным именем Софья.

Финская система образования – одна из лучших в мире. Все расходы на образование полностью оплачиваются из бюджета. Любые поборы с родителей категорически запрещены.

Маленькой северной стране удалось стать мировым лидером в сфере обучения после поведения революционной школьной реформы. Об уникальной системе финского школьного образования СМИ заговорили приблизительно с 2000 года, говорят до сих пор и будут говорить ещё долго.

Обязательное школьное образование в Финляндии делится на две ступени: начальную и среднюю. С 1-го по 6-й класс почти все уроки ведёт один педагог. С 7-го по 9-й преподают учителя-предметники. После 9-го класса дети могут ещё 3-4 года учиться в старшей школе (гимназии), а могут поступать в профессиональные училища.

Все канцелярские товары, учебники и ноутбуки выдаются ученикам бесплатно; бесплатны также завтраки, обеды и полдники, и даже такси, если ребёнок живёт более чем в 5 км от школы.

Дети проводят в школе не больше 5-6 часов в день, 5 дней в неделю. В младших классах избегают оценок, проводят минимум тестов. Управленцы системы образования городов и регионов сами определяют, каким предметам уделить больше внимания, как организовать учебный процесс и наладить взаимодействие с родителями. Но во всех финских школах существуют кислородные перемены: между уроками школа пуста, все дети обязаны выйти на улицу в любую погоду.

В финских школьных столовых действует шведский стол: каждый ребёнок накладывает сам себе на выбор столько еды, сколько хочет, и еда эта здоровая. Отдельно, заботливо готовятся блюда для детей с различными заболеваниями и непереносимостью каких-либо продуктов (родители при поступлении ребёнка в школу заполняют особую анкету на этот счёт). Например, я с детства не переношу молочные продукты и из-за этого никогда не могла питаться в своей школьной столовой, не ходила в садик, не ездила в лагеря отдыха, потому что большинство блюд в меню для детей содержит в том или ином виде молочные продукты. Финская столовая – просто мечта для таких детей, какой была я. Там такого ребёнка голодным не оставят, его будет ждать отдельное безлактозное меню.

Основной принцип финской школы: обучение должно быть удовольствием, а не повинностью. Школа должна готовить ребёнка к самостоятельной жизни в обществе в условиях равенства и уважения друг к другу. Никакой одинаковой формы! Дети могут приходить в школу в любой одежде, хоть в пижаме, и по школе обычно ходят в носках. Учителя одеты просто, минимум косметики, никаких лабутенов и прочей бутафории. К детям с первого класса относятся предельно уважительно; у них есть право жаловаться на учителя, право принимать коллективные решения, но есть и обязанность уважать личное пространство и права остальных. Учитель никогда не объявляет отметки на весь класс, не делает публичных замечаний и нравоучений, которые могут задеть чувство собственного достоинства ребенка.

Вы не поверите, но финские дети практически никогда не списывают друг у друга и не пользуются шпаргалками – такое поведение считается зазорным. Конфликты между детьми в школе, если не исключены, то сведены до минимума. Насилие, драки, вымогательство денег старшими учениками у младших – понятия из области фантастики. Учебная программа составлена так, чтоб дать знания, необходимые на практике, обратить внимание на разнообразные возможности, заинтересовать новым, не перегружая ребёнка информацией и не заставляя его отсиживать невероятное количество часов за школьной партой.

Финских детей учат любить учиться

Дети растут спокойными, раскованными и свободными. Их не делят на хороших и плохих, успешных и отстающих. Но если у ребёнка есть какие-то особенности развития, то он может обучаться в маленьком (5-6 человек) классе для особых детей по индивидуальному плану, который ежегодно обсуждается с родителями. Домашние задания задают так, чтоб не было перегрузок. К учителям дети обращаются на “ты” (просто потому, что уважительное “вы” почти исчезло из финского языка). Во время обучения упор делается на те знания, которые после школы точно пригодятся в жизни. Согласитесь, что закон Ома и правило Буравчика нужны не каждому, а вот умело прибить вешалку для полотенца, пришить пуговицу, уметь рассчитывать свои расходы, посадить цветы у своего дома или дерево, стоит уметь всем. Финская школа предпочитает не нагружать детей ненужными знаниями, вместо этого, учит самому необходимому.

Особого внимания заслуживают уроки творчества. Кабинет музыки обустроен так, что оттуда просто не хочется выходить. Огромный выбор музыкальных инструментов, простор, удобные места для занятий музыкой располагают ребёнка к творчеству. Особенно много там национальных музыкальных инструментов – разных видов кантеле, на которых дети с удовольствием играют с раннего детства, занимаясь в кружке при школе. Оборудование музыкального кабинета в обычной финской школе впечатлило меня очень сильно. За время учёбы все желающие могут опробовать каждый музыкальный инструмент и определить тот единственный, который станет любимым на всю жизнь.

На уроке физкультуры дети не бегают до изнеможения, не отжимаются на скорость, не сдают никаких нормативов, не прыгают через «козла». Вместо этого они вместе с учителем ездят на велосипедные, лыжные и даже лодочные прогулки, ходят в походы, играют в интересные спортивные игры. Спортзал школы идеально чист, туда нельзя заходить в уличной обуви, а дети в нём занимаются просто босиком. Прямо в спортзале расположена сцена для школьных праздников. Под сценой в выдвигающихся огромных ящиках аккуратно уложены складные стулья, и когда в школе концерт, спортзал за несколько минут превращается в зрительный зал со сценой. В раздевалках при спортзале есть душевые комнаты, а в гимназии – даже сауна, в которой можно попариться после тренировки. Душевые кабинки сияют чистотой и сверкающими кранами. Учитель физкультуры – очень уважаемый в школе человек, наравне с другими учителями. «В Финляндии культ здорового образа жизни, поэтому мой предмет – один из самых важных», – сказал мне финский учитель физкультуры по имени Валтери. Спортзалом долго любовался мой сын, который по образованию футбольный тренер, и долго не хотел уходить из него. Я видела, что сын завидовал детям, которые учатся в этой прекрасной школе.

Финские дети с удовольствием ходят в школу, потому что школа старается привносить в жизнь ребёнка минимум стрессов и максимум позитивных эмоций. Классы необычайно уютные, и в каждом установлен проектор и кондиционер. Учителя никогда не вызывают детей к доске и не заставляют их пересказывать материал, стоя лицом перед всем классом, да и сами стараются поменьше так стоять. Чаще дети сами выполняют задание на местах, а учитель (иногда с помощником) подходит и проверяет, как оно выполняется, подсказывает, отвечает на вопросы. Если во время урока идёт самостоятельная работа в группах, учителя позволяют детям полную свободу в выборе места и позы. Они могут сидеть не на стульях за партами, а просто на полу, на подушках или на мячах, раскачиваясь в кресле-качалке, могут выполнять задание лёжа, а могут, вообще выйти из класса. Правила поведения одинаковые в классе и в коридоре: сам можешь хоть на голове стоять, но при этом уважай пространство и свободу передвижения других. Ученики в школе пишут только карандашом. Ошибки стирают ластиком, а не исправляют. Ручкой обычно пишет только учитель.

Все школы подключены к электронному дневнику , в котором хранится вся учебная информация и родители могут всё узнать о своём ребёнке и отправить электронное письмо любому учителю. Учёба после летних каникул начинается в середине августа, а не 1 сентября, и начинается она буднично, без парада. Никаких белых бантов на головах девчонок, никаких букетов цветов и торжественных линеек с занудными длинными речами политически ангажированных властьимущих выступающих. Здесь я тоже позавидовала финским детям.

Профессия школьного учителя в Финляндии считается уважаемой, почётной и престижной ы хорошо оплачиваемой. Учителя проходят конкурс на педагогические специальности, который вот уже много лет, стабильно высокий. Учебный год составляет всего 190 дней.

У учителя нет никаких повинностей перед различными проверяющими и даже перед своим директором. Как работает учитель, никто никогда не проверяет. Он даже не обязан составлять отчёты. Никаких ОблОНО, РайОНО, ГорОНО. «Дети сами неплохо контролируют учителей», – говорит мой учитель – экскурсовод Софья. “На плохого учителя они сразу пожалуются. Унизительное и даже просто снисходительное отношение учителя к ученикам запрещено. Категорически не рекомендуется иметь любимчиков или в любой форме выделять кого бы то ни было. Все должны иметь одинаковые права и возможности – это один из постулатов школы”.

Финская школа сама по себе становится жизнью детей, а не забирает их драгоценное время детства

Дети в школе должны научиться тому, что делает их счастливыми. Вообще, слова «школа» и «счастье» я постоянно слышала во время экскурсии по финской школе. Все школы Финляндии работают по одним и тем же принципам. И когда переезжают в другой город, родители не задаются вопросом «Какая школа тут лучшая?» Лучшая – та, что ближе к дому. Сердечно благодарю за прекрасную, незабываемую экскурсию по финской школе и возможность написать эту заметку с любовью , учителей школы, которую я описывала.

http://groza-news.com.ua/wp-content/uploads/2018/06/235941505.jpghttp://groza-news.com.ua/wp-content/uploads/2018/06/235941505-162x136.jpgEditorСОЦІО
Закарпатська журналістка Лариса Приходько описала чи не найкращу у світі систему шкільної освіти Фінляндії. Про рецепти успіху фінів у вихованні підростаючого покоління, про методи і засоби освіти — у враженнях нашої землячки. Я написала цю статтю російською виключно для того, щоб її змогли прочитати також мої чисельні фінські друзі, які...

Comments

comments